Вводная тема. История государственного управления как учебная дисциплина Назад Вперед

Теории происхождения государства

Теологическая теория. Эта теория получила наиболее яркое выражение в трудах Фомы Аквинского и Г.Гегеля; в современных условиях ее развили идеологи ислама, католицизма (Маритен, Мерсье и др.).

По мнению представителей данной теории, государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна, незыблема и зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Каждый человек обязан подчиняться во всем государю. Социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с этим необходимо смириться и не оказывать сопротивления. Непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Наделяя государство и государей (как представителей и выразителей божественной воли) ореолом святости, сторонники данной теории поднимают их значение. Особое внимание уделяется "посредникам" между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям.

Данная теория недооценивает влияние социально-экономический и иных отношений на государство и не позволяет определить возможности совершенствования формы государства, улучшения государственного устройства.

Патриархальная теория. К наиболее известным представителям этой теории можно отнести Аристотеля (4 век до н.э.), Филмера (18 век), Михайловского (19 век) и др.

Согласно этой теории люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей, а также увеличения числа семей приводят к образованию государства.

Власть государя есть продолжение власти отца, "патриарха" в семье. Поскольку изначально признается божественное происхождение власти "патриарха", подданные должны покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т.п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.

Монарх в государстве, как и отец в семье, не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они - его дети.

Договорная теория. Эта теория была сформирована в 17-18 веках в условиях развития европейского абсолютизма. Она называется также контрактной теорией государства. Зародились подобные взгляды еще в Древней Греции (Эпикур, 341-270 гг. до н.э.). В более поздние времена ее представителями были Г.Гроций (1583-1645), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) и Т. Гоббс (1588-1679). В России ее отстаивал А.Н. Радищев.

Эта теория исходит из того, что государство - результат своеобразного договора, заключенного между суверенным властителем и подданными. Причины заключения такого договора объяснялись по-разному. Либо это страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за свою жизнь, свободу и имущество. Поэтому люди сами пришли к необходимости облечь кого-то властью в целях обеспечения своей жизни. /Т.Гоббс/.

Английский философ и политический мыслитель Дж. Локк (1632-1704) на первый план поставил человеческий разум, пришедший к пониманию необходимости создания специального органа - государства, способного лучше обеспечить естественные права людей (право на жизнь, свободу, собственность), чем традиционные, догосударственные формы общежития.

Теория насилия. Эта теория представлена в трудах ученых 19 века Дюринга, Гумпиловича, Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели в военно-политических факторах: насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

Органическая теория. Эта теория получила широкое распространение во второй половине 19 века в трудах Спенсера, Вормса, Прейса и др. именно в эту эпоху наука испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Дарвином. По мнению представителей данной теории, государство- это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа, т.е. государство - продукт социальной эволюции, которая выступает лишь как разновидность эволюции биологической.

Государство, подобно биологическому организму, имеет мозг (правитель) и средства выполнения его решений (подданные).

Среди биологический организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные. Так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (естественный отбор) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления.

Материалистическая теория. Представители: Маркс, Энгельс и Ленин. Государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Психологическая теория. Петражицкий, Тард, Фрейд. Они связывали появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать. Государство- продукт разрешения психологический противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательной действиям, исполняющим данные решения.

Ирригационная теория. Создатель данной теории немецкий ученый Виттфогель полагал, что возникновение государств, их первые деспотические формы связаны с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений и их эксплуатацией. Естественно-историческая теория. Государство как органически присущая человечеству на определенной стадии развития форму общежития. Без такой формы общежития общество обречено на деградацию и распад. Теория генезиса. Рассматривает возникновение государства "в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества слоя вождей и их приближенных и средоточия у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием целого ряда факторов".

Вводная тема. История государственного управления как учебная дисциплина Назад Вперед