Введение

Курс «Тео­рия инно­ва­ци­он­ной эко­но­мики» изу­чает сов­ре­мен­ные тен­ден­ции эко­но­ми­чес­кого раз­ви­тия, свя­зан­ные с новым явле­нием в обществе — инно­ва­ци­ями. Насту­пив­шая эпоха явля­ется рево­лю­ци­он­ной в связи с прин­ци­пи­аль­ными из­ме­не­ни­ями общест­вен­ного раз­ви­тия, сме­ной основ­ных средств про­из­вод­ства, качес­твен­ного уровня пот­реб­ле­ния, за­ко­нов эко­но­ми­чес­кой сис­темы в тра­ди­ци­он­ных рыноч­ных ус­ло­виях.

Воз­рос­шая роль орга­ни­за­ции и само­ор­га­ни­за­ции тех­но­ло­ги­чес­кого про­из­вод­ства опре­де­лила буду­щее для чело­ве­чес­кого об­щест­ва. Ушед­ший XX век наз­вали веком high-tech — высо­ких тех­но­ло­гий в про­мыш­лен­ности, сель­ском хозяй­стве, воен­ном деле. XXI веку суж­дено стать веком high-hume, выдви­га­ю­щим на пер­вый план высо­кие гума­ни­тар­ные тех­но­ло­гии и эффек­тив­ное исполь­зо­ва­ние воз­мож­нос­тей чело­века и соци­ума.

Появ­ле­ние ин­но­ва­ций выз­ва­ло появ­ле­ние «закры­ва­ю­щих тех­но­ло­гий» — спо­со­бов про­из­вод­ства или тех­но­ло­гий, дела­ю­щих не­нуж­ными или неэф­фек­тив­ными целые отра­сли эко­но­мики, типы про­дук­ции, товар­ные массы, ста­но­вя­щи­еся допол­ни­тель­ным фак­то­ром эко­но­ми­чес­ких кол­лап­сов.

Сме­ня­ются кри­зисы «новой эко­но­мики». Их серд­це­вину сос­тав­ляют ком­пью­тер­ная индуст­рия, сис­темы теле­ком­му­ни­ка­ций и ин­фор­ма­ции, на­це­лен­ные на дос­ти­же­ние сверх­при­бы­лей в дан­ных сфе­рах эко­но­мики, полу­ча­е­мых от при­ме­не­ния инно­ва­ци­он­ных про­дук­тов.

Необ­хо­ди­мость изу­че­ния сов­ре­мен­ного раз­ви­тия с пози­ции инно­ва­ци­он­ных пре­об­ра­зо­ва­ний свя­зано с ради­каль­ным изме­не­нием роли обра­зо­ва­ния и зна­ния в сов­ре­мен­ной эко­но­ми­чес­кой сис­теме, а также с воз­рас­та­ю­щей зна­чи­мос­тью чело­ве­чес­кого капи­тала. Инно­ва­ци­он­ную эко­но­мику или эко­но­мику, осно­ван­ную на зна­ниях, опре­де­ляют не общее мас­со­вое обра­зо­ва­ние, а твор­чес­кий потен­циал и уро­вень науч­но-тех­ни­чес­кой и орга­ни­за­ци­он­но-по­ли­ти­чес­кой элиты. Эти клю­че­вые пара­ме­тры в реша­ю­щей сте­пени зави­сят от выс­шей школы. Ори­ен­ти­ро­ва­ние уни­вер­си­те­тов на инно­ва­ци­он­ную актив­ность спо­собно раз­ре­шить сов­ре­мен­ные при­о­ри­теты эко­но­ми­чес­кого раз­ви­тия.

Основ­ной целью иссле­до­ва­ния курса явля­ется изу­че­ние сущ­ности инно­ва­ций и новых эко­но­ми­чес­ких отно­ше­ний, свя­зан­ных с их появ­ле­нием. В качес­тве основ­ного мето­до­ло­ги­чес­кого прин­ципа исполь­зу­ется вос­про­из­вод­ствен­ный метод, поз­во­ля­ю­щий наи­бо­лее глу­боко рас­крыть внут­рен­ние связи и усло­вия про­из­вод­ства, рас­пре­де­ле­ния, обмена и пот­реб­ле­ния инно­ва­ций.

Для дос­ти­же­ния пос­тав­лен­ной цели опре­де­ля­ются сле­ду­ю­щие задачи иссле­до­ва­ния: изу­чить инно­ва­ци­он­ную сис­тему, её струк­туру и функ­ции; иссле­до­вать инфра­струк­тур­ную сос­тав­ля­ю­щую, вну­три кото­рой соз­да­ются все необ­хо­ди­мые усло­вия для появ­ле­ния инно­ва­ций; пока­зать роль чело­века, как носи­теля зна­ния, в вос­про­из­вод­стве инно­ва­ций; выя­вить основ­ные инсти­ту­ци­о­наль­ные обра­зо­ва­ния в сфере инно­ва­ци­он­ной эко­но­мики; опре­де­лить в ней место вузов­ского сооб­щес­тва.

Учеб­ное посо­бие содер­жит две главы:

  1. Тео­ре­ти­чес­кие и мето­до­ло­ги­чес­кие основы инно­ва­ци­он­ной эко­но­мики;
  2. Воспро­из­вод­ствен­ная инфра­струк­тура в усло­виях транс­фор­ма­ци­он­ной эко­но­мики.

По окон­ча­нии глав пред­став­лены основ­ные поня­тия и проб­лемы, на кото­рые необ­хо­димо об­ра­тить вни­ма­ние при изу­че­нии курса. Для бо­лее деталь­ного иссле­до­ва­ния отдель­ных воп­ро­сов при­во­дится допол­ни­тель­ная лите­ра­тура. Закреп­ле­ние зна­ний реко­мен­ду­ется про­вести, отве­тив на тре­ни­ро­воч­ные тесты и воп­росы для само­кон­тро­ля, а также выпол­нив кон­троль­ную работу, тре­бо­ва­ния к кото­рой содер­жатся в мето­ди­чес­ких ука­за­ниях. Изу­че­ние курса завер­ша­ется выпол­не­нием ито­го­вых тес­тов. Учеб­ное посо­бие по курсу «Тео­рия инно­ва­ци­он­ной эко­но­мики» реко­мен­ду­ется для изу­че­ния сту­ден­там эко­но­ми­чес­ких спе­ци­аль­нос­тей.