Введение


История всегда привлекала людей. Каждому человеку важно знать историю своей Родины, своей семьи, своей науки. Это понимали многие поколения.

В.Я. Соколов в своей книге отмечает: мы стали понимать, что история позволяет:

  1. раскрыть динамику исторического процесса, описать его закономерности;
  2. представить имеющиеся связи и разрывы в процессе развития;
  3. рассмотреть эволюцию применяемых методов и формирование категорий;
  4. проследить смену общих концепций;
  5. показать не столько историю людей, сколько историю проблем и решений, представить читателям "драму идей";
  6. научить специалистов объективно оценивать новое или то, что предлагается под видом последнего понимать;
  7. освоить технику научного предвидения;
  8. привить себе, коллегам, ученикам и близким чувство любви и гордости за свою профессию./10/

Наконец, помимо всего прочего, история науки интересна сама по себе, она доставляет радость уже тем, что как бы продлевает нам жизнь.

В самом деле, если вы проживете 100 лет, то это всетаки мало, хочется пожить больше, познакомиться с Колумбом и поговорить с Сократом, решить, стали ли люди вообще и бухгалтеры в частности лучше или хуже. История позволяет нам сделать это.

В настоящее время вопрос об изучении истории науки не вызывает сомнений. Бухгалтер, знающий опыт предшественников, может работать лучше; он не будет тратить время на изобретение того, что было известно раньше. Занимаясь историей, бухгалтер не может ее переделать, но способен переосмыслить.

Так, например, на вопрос, когда возникла бухгалтерия, возможны три ответа:

Эти три ответа - три разных обобщения того, что такое бухгалтерия:

С этого последнего момента счетоводство и счетоведение существуют параллельно и самостоятельно.

Если рассматривать только научную сторону бухгалтерского учета, то необходимо принять во внимание, что наука имеет внешние и внутренние причины развития.

Внешние причины задаются науке потребностями окружающего нас мира. Например, медицина должна найти средства в борьбе с туберкулезом, счетоведение должно найти средство ликвидации растрат, недостач, хищений и т. п.

Внутренние причины обусловлены логикой развития науки, например бухгалтер устанавливает, что постулат Пизани является частным случаем постулата Пачоли, выводя из второго первый, и т. д. Следовательно, излагая историю науки, мы должны проследить две параллельные эволюции, вызванные внешними и внутренними причинами.

Данный электронный учебник предназначен для облегчения знакомства с историей бухгалтерского учёта.

В конце каждой главы предложены вопросы для самопроверки изученного материала.

Отдельно выделены темы контрольной работы и вопросы к зачёту по изучаемой дисциплине.


 

© Центр дистанционного образования ОГУ,  2002